Самая популярная теория всей истории.
Теория утверждает, что левое полушарие отвечает за аналитику, логику и докучливость. Оно ассоциируется с музыкальным интеллектом и образом восприятия жизни. Люди с доминирующим левым полушарием мозга хорошо учатся в школе, но обладают ограниченной творческой способностью.
Правая гемисфера более креативна, наполнена фантазиями и неорганизованностью. Однако полушарие управляет всеми видами интеллекта за исключением музыкального, из-за чего ему не отдают должного внимания. Поэтому доминирование правого полушария накладывает на людей комплекс вины за свое мышление и на них часто вешают ярлык «труднообучаемый».
Давайте вспомним известных личностей.
Учитель Эдисона говорил, что научить его чему-то было сложно. Преподаватель музыки Людвига ван Бетховена предупреждал родителей ученика: «он достаточно глуп для композиции». А Эйнштейна считали умственно отсталым – он не читал до семи лет.
А знаете ли вы, что Эйнштейн получил признание еще в школе и великолепно знал математику? А ещё он с 6 лет он стал вожаком коллектива.
А если углубиться в поиск, то окажется что большинство историй об изобретателях частично фальсифицированы. Подозреваю что подобные сюжеты рассказывали студенты-двоечники.
Роджер Сперри и его теория разделенного мозга
Теорию разделенного мозга обосновал профессор Роджер Сперри. Она удостоилась Нобелевской премии 1981 года и быстро завоевала поклонников в корпоративном мире. Теория доступно объясняла способность генерировать идеи у одних людей и трудности у других. Креативщики заряжали свое правое полушарие с помощью игрушек, подушек-думок и специальных комнат. Их учтивое отношение признавалось частью креативной эксцентричности.
Организации стали проводить тренинги, стремясь выключить левое полушарие у людей.
Но можем ли мы убрать одно полушарие? Правда ли, что креативность – результат правостороннего доминирования?
Нет. Развенчаем этот миф.
Глубокое понимание мышления
В 1998 году Бренда Миллер, Ларри Сквайр и Эрик Кандел опубликовали статью с описанием «интеллектуальной модели». Она давала более четкое определение креативности. В пользу новой теории высказываются и неврологи.
Согласно предложенной модели, анализ и интуиция задействованы во всех режимах. Не левое и правое полушарие, а цельный мозг. Исследования подтверждают данную гипотезу.
Концепцию одновременного использования обоих полушарий мозга обосновали доктор Барри Гордон и Лиза Бергер в статье «Интеллект: Улучшайте память для развития». Краткое содержание отражено ниже.
Концепция одновременного использования обоих полушарий
С момента рождения человеческий мозг получает сведения о вещах, сортирует их и раскладывает по полочкам. По мере поступления информации мозг проводит внутренний поиск среди хранящихся данных. Когда находится соответствие, предыдущие воспоминания соединяются с новыми, что приводит к возникновению мысли.
Процесс сортировки и хранения называется анализ. Поиск и объединение – это интуиция. Оба процесса необходимы для полноценного мышления и генерации новых идей.
Интуиция задействуется даже в математических расчетах. Мы вспоминаем ранее усвоенные формулы и символы для применения их к задаче.
Умственная память объединяет анализ и интуицию в форме обучения и воспоминания даже в обычной ситуации.
Бытовые проблемы вовсе не вызов. Креативный подход к ним – уже прорыв. А разработка потенциальных сравнимо с открытием банки с червями.
Что сдерживает креативность?
Почему идеи даются с трудом? Что тормозит нестандартное мышление?
Из-за двух факторов.
Первый – стремление превратить муху в слона.
Мы заставляем мозг думать о том, чего не было. Шансы придумать нечто на пустом месте призрачны подобно встрече с пришельцами.
Креативные люди используют идеи из разных источников, развивающих их мышление.
Второй – подсознательная одержимость порядком.
Замыслы не рождаются в лабораторных кристальных условиях. Подобно дорогам и водопроводам в городе, они взаимосвязаны между собой. Когда вы работаете в зоне комфорта, мозг фокусируется на чистоте. Все судорожные попытки создать нечто новое терпят поражение.
Предположим, вы нашли точку 1. Через 20 минут мозгового штурма переходите к пункту 2 и так далее. В каждой главной категории присутствуют подпункты (а, б, в…). Внезапно вариант 3б кажется лучше способа 2в. Это отражается стрелочкой в нужном направлении. Подобное повторяется многократно.
Пространство становится засоренным. Мышление пытается удержать его в чистоте, а воображение стремится проявить себя. Вы грезите и машинально рисуете, прибавляя мусора на поле. В итоге вы комкаете бумагу или стираете предыдущее со смартфона и начинаете снова.
Прием очень полезен, если конечная цель четко обоснована. А вдруг таковая отсутствует? Что делать, если результат неизвестен?
Внедрите ментальные карты. Техника, созданная Тони Бузаном настраивает на креативный процесс мозг полностью.
Доминируют ли мышлением слова или предопределенные схемы? Или через него проплывают впечатления, ключевые слова и образы, соприкасаясь друг с другом в виде ассоциаций.
Это последнее.
Вот 5 шагов создания визуальной схемы мышления:
1. Начните со символа или картинки, отражающей тему головоломки. Расположение изображения в центре откроет мышлению все 360 градусов ассоциативного поля. Иконки запоминаются легче слов. Они поднимают вашу способность креативно осмыслить тему.
2. Выписывайте связующие нити. Это самородки ассоциаций и вызова, обогащенные информацией. Запишите по одному ключевому слову на каждый путь, освобождая мозг от необходимости делать многочисленные креативные связи. Прием дисциплинирует сосредоточиться на самом подходящем слове, повышая точность и минимизируя засоренность.
3. Связывайте ключи с главной картинкой линиями. Формируя смысловые ветки, вы отразите взаимодействие с основной темой или другими элементами
4. Рисуйте узлы поменьше, дополняющие мысль при необходимости. Дендриты содержат конкретный текст с пояснением каждого слова.
5. Для лучших ассоциаций и активизации мыслительной деятельности используйте картинки, цвета, масштаб и коды.
Для четкости диаграмм применяйте тонкие маркеры или (в случае использования специальных программ) разные размеры шрифта и толщину линий. Визуальные ментальные карты помогают собрать несовместимые идеи и сбалансировать мозговую деятельность.
Как генерировать идеи
Итак, мы уяснили важность глубокого мышления для повышения продуктивности. Многие привыкли поверхностно изучать проблему и получать итог на пределе возможностей. Однако чтобы добыть поистине хорошую идею, иногда приходится приложить большие усилия. Они дают возможность развить потенциал вспышек подобно успешным людям.
Уильям Дагган считал, что молниеносному решению способствуют два шага – примеры из истории, когда вы изучаете опыт предшественников, и присутствие замысла, открывающее мозг открытиям. Только достойные примеры и подходящие варианты остаются в поле зрения. Озарение подскажет верный путь в зависимости от обстоятельств.
Переходите от теории разделенного мозга до использования полного потенциала управляющего центра человека. Сплоченная работа обоих полушарий принесет больше пользы, чем функционирование одного из них. Привычка задействовать мозг полностью даст больше преимуществ, а способность генерировать победоносные идеи со скоростью ракеты повысит авторитет.
Креативность улучшает настроение. Она подталкивает к открытию прелести малозаметных аспектов жизни. Чувство нужности удовлетворяет и засасывает. Создавайте визуальные ментальные карты и наблюдайте рост интеллектуальных способностей в реальном времени.
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.
Если вам понравился статья и блог, подписывайтесь в социальных сетях на новые статьи: