В который раз я решил пересмотреть Трилогию "Властелина колец". А потому я сейчас вам расскажу некоторые факты об этом удивительном мире и его продолжениях.

Трилогия «Властелин Колец» бесспорно возглавляет список «культовых» книг XX века. Ее автор, Джон Роналд Руэл Толкин (1892 — 1973), английский писатель, поэт и филолог, профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и средневековому английскому языку, создал удивительный мир — Среднеземье, который вот уже без малого 50 лет неодолимо влечет к себе миллионы читателей. Там, в Среднеземье, в стране, управляемой советом волшебников, где в серебряных лесах поют эльфы, в глубоких пещерах добывают драгоценный мифрил гномы, а бескорыстие добрых чародеев постоянно подвергается испытаниям, — разгорается битва Света и Тьмы, исход которой, по воле провидения, зависит от самых маленьких жителей — Хоббитов. История Кольца Всевластья послужила основой множеству телевизионных и театральных постановок, мультфильмов, компьютерных игр и комиксов. Тысячи людей по всему миру ежегодно собираются для участия в ролевых играх, основанных на сюжетах, взятых у Толкина. Эпопею Толкина, как миф, можно интерпретировать по — разному — и как повествование о бывших или будущих событиях, и как притчу, и как аллегорию, и как историю духовного восхождения, и как фантастику, — все толкования будут верны, но ни одно не станет полным.

👀 А знаете ли вы что есть продолжения, этой удивительной истории.

⚡В 1993 году издательство «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) выпустило две книги тогда еще совсем неизвестного автора — Ника Перумова. Это была серия «Кольцо Тьмы», на титульном листе которой значилось: «Свободное продолжение Властелина Колец». До того эти книги выпускались только один раз (в том же году, издательством «Кавказская Книга») и назывались совсем по-другому: «Нисхождение Тьмы, или Средиземье триста лет спустя». В серию вошли две книги — «Эльфийский клинок» и «Копье Тьмы», чуть позже выходит третья книга — «Адамант Хенны».

Эльфийский клинок Копье Тьмы Адамант Хенны

Действие романов разворачивается спустя три века после падения Саурона. Все западные земли Средиземья живут в мире и спокойствии, постепенно восстанавливаясь после борьбы с Черным Властелином. Оба княжества, северное и южное, Арнор и Гондор, объединены под общим правлением мудрых потомков Элессара. Любимое место Гэндальфа, Хоббитания, уже несколько веков подряд не участвует ни в каких конфликтах, постепенно возвращаясь к той же размеренной и неторопливой жизни, которая была ей присуща до войны за Кольцо.

Главными «добрыми» персонажами становится неразлучная троица: хоббит Фолко Брендибек, потомок Мериадока Великолепного, и два гнома, Торин и Строри, которого все называют Малышом.

В первой книге персонажи объединяются для решения волнующей проблемы: пробуждается древнее зло, и если его вовремя не остановить, то случится беда, которой триста лет назад жители Средиземья избежали благодаря Фродо. Попытки решить проблему связывают Фолко, Торина и Малыша дружескими узами, которые за время их путешествий становятся много крепче родственных.

Воплощением Зла является Олмер — Золотоискатель из Дэйла, путешествовавший по всему Средиземью. В одном из своих походов он наткнулся на «место падения Небесного Огня», с виду напоминающее не очень глубокую яму, на дне которой вполне могло находиться золото. К сожалению Олмера, ни золота, ни легендарного «Небесного Огня» ему не попалось, а единственной находкой стало небольшое обугленное колечко. После этого случая Олмер попытался узнать о других местах падения «Небесного огня» и стал добывать из них древние кольца. С каждым новым кольцом он чувствовал в себе появление новых способностей и сил.

Конечно же, то были кольца, которыми Саурон одарил девятерых владык из рода людей. В толкиновской Войне Кольца они больше известны как назгулы, или улайры.

А помимо Добра и Зла, в книгах Перумова существует третья сила, главное предназначение которой заключается в поддержании хрупкого Равновесия. Эта идея развивается в дальнейших произведениях Перумова (серии «Хроники Хъерварда» и «Хранитель мечей») с помощью образов братьев-драконов, Орлангура и Демогоргона.

⚡ Если Перумов продолжил историю Арды, добавив отдельные новые детали, о которых не говорил Толкин, то Кирилл Еськов в книге «Последний Кольценосец» дает собственное видение истории «Властелина Колец». Если Перумов писал «свободное продолжение», то Еськов — наисвободнейшее видение Войны Кольца, да и вообще всего мироустройства Средиземья.

Последний Кольценосец

Роман «Последний Кольценосец» утверждает, что история, изложенная во «Властелине Колец», написана со слов победившей стороны. А потому она необъективна, ведь в ней не учитывалось мнение проигравших. Ну, а правда кроется в том, что Средиземье — это своеобразное скрещивание двух миров, магического и реалистического характера.

Магическая сторона мира — это Заокраинный Запад (Валинор), реалистическая — Средиземье, в нормальном состоянии они не должны взаимодействовать, но каким-то образом произошел сбой. Группа людей (жителей «реалистического мира») попадает в магический мир, в Валинор, и, опять-таки непонятным образом, уносит оттуда несколько могучих магических артефактов — семь палантиров и некое зеркало.

Между этими людьми, как обычно и бывает, случилась ссора и разделение на два лагеря. Сторонники первого, побывав в Валиноре, уже не могли забыть его величия и красоты, поэтому хотели превратить Средиземье в некое подобие Валинора. Их стали называть Магами, а образованный ими совет — Белым Советом. Сторонники второго лагеря противостоят попыткам Магов превратить Средиземье в жалкое (а другого бы и не получилось) подобие Валинора. Они и объединились в тайный Орден Назгулов.

⚡ Один из самых интересных и оригинальных взглядов на мир Толкина нам предлагают Наталья Васильева и Наталья Некрасова в своих книгах «Черная книга Арды» и «Черная книга Арды. Исповедь Стража». На обложке каждой из них сделана подпись небольшими буквами, которая лучше всего выражают суть и смысл этих книг — «Взгляд с другой стороны на мир Толкина» (Издательство «Эксмо», 2001 г.). Сразу же возникает вопрос: что это за другая сторона? В этих книгах рассказывается история «Сильмариллиона», но повествование ведется от имени Главных Врагов и злодеев этого мира, от Мелькора и его сторонников.

Черная книга Арды

Некрасова и Васильева стирают границу между добрыми и злыми персонажами. В романах признаются все злодеяния Мелькора, совершенные им против эдайн (трех родов людей, которые всегда воевали на стороне сил «света»), сумеречных эльфов, нандоров и нолдоров (колена эльфов, которые в книгах Толкина боролись против Мелькора). Но в тоже время объясняется причина этих злодеяний и вообще первопричина ненависти Мелькора к Илуватару (создатель всего сущего по Толкину) и Валарам (высшие духи мира-Арды), которые, как повествуют эти книги, не такие уж добрые и справедливые, как это показывалось в «Сильмариллионе».

«Черная книга Арды» написана в виде разговора двух людей, которые читают… саму «Черную книгу Арды». Их имена не называются, да они не так уж и важны. Главное — «правда», которые эти люди пытаются донести до читателя. Первый из них верит «Черной книге», второй возмущается ее содержанию. Но в то же время они оба — высокообразованные люди и способны культурно беседовать, объясняя другу свою точку зрения и доказывая ее фактами из истории.

⚡ Есть еще одна книга, автор которой в любом случае является «продолжателем» дела Толкина. Ольга Брилева не побоялась переписать одну из самых красивых и романтичных историй «Сильмариллиона» (эта легенда также упоминается во «Властелине Колец») — историю любви Берена и Лютиэнь. Двухтомный роман «По ту сторону рассвета» издан «Эксмо».
У Толкина эта история описывается кратко и затрагивает только самые важные моменты. Брилева в своей книге расширяет легенду, добавляя несколько новых событий в сюжетной линии, описание чувств, ландшафтных красот, архитектуры эльфов и других приятных для поклонника Толкина подробностей.

По ту сторону рассвета

«По ту сторону рассвета» будет интересна как тем, кто знаком с прототипом текста, так и тем, кто не читал Толкина вообще. Роман написан доступным языком, и специальных ссылок на произведения Профессора, как это было, например, в «Черной книге Арды», Ольга не делает.

Основная сюжетная линия остается без изменений: Берен, сын Барахира, чтобы получить руку Лютиэнь (а ее сердце он получил уже давно), дочери владыки Дориафа (одно из государств эльфов) Тингола, соглашается сделать то, что не удавалось еще ни смертному, ни бессмертному — достать один из Сильмариллов (камни нечеловеческой красоты, которые фигурируют на протяжении всего повествования в «Сильмариллионе») из короны Черного Врага Мира — Моргота (он же Мелькор). В этом походе ему придется пережить лишения и смерти близких друзей. Преодолев все преграды на пути к цели, он, не без помощи и при участии своей любимой, торжествует победу.

При всей привлекательности двух томов Брилевой, нужно помнить, что это ее взгляд на легендарную историю, и он сильно отличается от рассказа Толкина. В романе Брилевой описания очень реалистичны, иногда даже излишне реалистичны. Например, эдайн описаны как обычные люди, которым свойственны все человеческие слабости и пороки: коварство, зависть, продажность и слабоволие. Предательство среди эдайн у Толкина встречается редко (один или два раза за все повествование «Сильмариллиона»), а в «По ту сторону рассвета» мы видим его постоянно. Такие мелочи портят впечатление от книги в целом. Но эти мелочи будут заметны далеко не каждому…

Источник